Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Першинская средняя
общеобразовательная школа
Киржачского района Владимирской области
|
Утверждаю
Директор МКОУ
Першинская СОШ
_________________ Е.А. Жарова
Приказ по школе №_____
от «____»_______2012
г.
|
ПРОГРАММА
факультативного курса для учащихся 5
класса
«Познай себя»
(Принята на заседании
педагогического совета
МКОУ Першинская СОШ
28.08.2012 года
протокол №1)
Составила: Паимцева
Т.Г. педагог-психолог
МКОУ Першинская СОШ
п.Першино
2012 год
Пояснительная записка
Преподавание курса по изучению личности
школьников представляется актуальной
и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку
подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве.
Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим,
способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми,
уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это
относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического
общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека
характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении
соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности,
собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Помощь в
формировании индивидуальной "стратегии жизни" учеников является
главной ценностью курса по
познанию себя и окружающих. Чтобы научиться жить соответственно своим
возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого
себя. Свободная атмосфера творческого
поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и
своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям
школьного возраста. Их реализации способствуют занятия по программе занятий факультативного курса
«Познай себя!». Программа рассчитана на учащихся 5 класса.
Цель программы:
- Создание условий для
развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания
и познания других людей.
Задачи:
1. Формировать стремление к самопознанию,
погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Расширять знания школьников о чувствах и
эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения
управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Формировать навыки общения, умение слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию
других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной
перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Формы проведения занятий:
Форма работы групповая.
Принципы программы:
- принцип
коллективности обучения и воспитания детей;
- принцип
преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса;
- принцип
наглядности;
- принцип
сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
- принцип
опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников при организации их деятельности.
Механизм реализации программы
Занятия являются тематическими и определены
структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в
год.
План занятий:
·
ориентировка и подготовка учащихся;
·
разминка;
·
структурированные упражнения;
·
резюме занятия.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации,
психологические игры, тренинги, информационно-коммуникативные технологии,
групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты,
опросники.
В результате изучения данного
факультативного курса дети:
·
Овладеют определенными психологическими
знаниями;
·
Овладеют приемами конструктивного
взаимодействия;
·
Умеют правильно управлять своими эмоциональными
реакциями;
·
Совершенствуют навыки общения;
План работы
в 2012-2013 учебном году
№ п/п
|
Тема
|
Содержание
|
Кол-во
часов
|
1
|
Виды общения.
|
Рассмотреть различные виды общения и варианты их
использования.
|
1
|
2
|
Гибкость. Комбинантность (конгруэнтность). (Учимся понимать себя и
других)
|
Дать понятие о гибкости в общении
и потренировать ее на практике; обозначить взаимосвязь внешних
проявлений с внутренним состоянием человека как предпосылки
конгруэнтности или неконгруэнтности.
|
1
|
3
|
Знаки внимания при общении.
|
Ознакомить с понятием
о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки
пассивного и активного слушания.
|
2
|
4
|
Как научиться общаться лучше.
|
Повысить коммуникативный
уровень учащихся.
|
1
|
5
|
Качества, важные для межличностного общения.
|
Определить качества, важные
для процесса общения.
|
2
|
6
|
Конфликт.
|
Получить понятие
о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.
|
2
|
7
|
Мои права и права других людей.
|
Получить понятие
о правах личности как основы адекватного взаимодействия
с окружающими.
|
1
|
8
|
Навыки копирования вербального и невербального
поведения людей.
|
Овладеть начальными навыками копирования вербального и
невербального поведения людей.
|
1
|
9
|
Синтоническая модель общения.
|
Дать понятие
о синтонической модели общения.
|
1
|
10
|
Обратная связь в общении.
Открытость, искренность, «общение без масок».
|
Научить давать
и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного
общения.
|
2
|
11
|
Определение системы модальности
собеседника (Как мы воспринимаем окружающий мир).
|
Сформировать понятие
о модальностях внутреннего опыта человека, определить свою ведущую
модальность, уметь определять канал восприятия собеседника.
|
1
|
12
|
Определение типа «Я-слушания».
|
Научиться определять фильтры
Я-слушания в общении, рассмотреть причины их возникновения.
|
2
|
13
|
Поддержка.
|
Показать важность проявления
искреннего благожелательного отношения к собеседнику для успешности
коммуникативного процесса.
|
1
|
14
|
Позиции в общении.
|
Ознакомить учащихся
с позициями общения, научить распознавать их в повседневных
ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций
и выбирать оптимальную для данной ситуации.
|
1
|
15
|
Правила ведения дискуссии.
|
Научиться грамотно
дискутировать.
|
1
|
16
|
Психологические особенности публичного выступления.
|
Выделить важные для публичного выступления факторы
|
1
|
17
|
Сенсорная острота.
|
Развить сенсорную остроту,
овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической
калибровки.
|
1
|
18
|
Стратегии общения.
|
Рассмотреть различные стратегии общения и опробовать их
на практике.
|
1
|
19
|
Конгруэнтность.
|
Овладеть понятиями
конгруэнтность — неконгруэнтность в процессе общения, ознакомиться
с техникой вызова ресурсных состояний.
|
1
|
20
|
Фильтры «Я-слушания» как
способ существования различных частей личности.
|
Дать представление
о фильтрах Я-слушания и научиться распознавать
их в общении.
|
1
|
21
|
Эмпатия.
|
Освоить навыки эмпатического
слушания с использованием обратной связи.
|
1
|
22
|
Эмпатия и рефлексия.
|
Овладеть навыками эмпатии
и рефлексии для эффективного восприятия и понимания собеседника.
|
2
|
23
|
Я и мое имя.
|
Формирование знаний о себе
|
2
|
24
|
Внимание и его виды. Свойства внимания.
|
Изучить функцию внимания, его виды и свойства.
|
3
|
25
|
Из истории психологии.
|
Дать представление
о становлении психологии как науки с древнейших времен
до наших дней.
|
1
|
И Т О Г О
|
34
|
Литература
1. «Неповторимые МЫ» Т.Л.
Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.
2.Уроки самопознания», Е.А.
Сорокоумова Москва 2007 г.
3.О. В. Хухлаева,
"Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)",
Издательство: Генезис, 2005 г.
4.О. В. Хухлаева,
"Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы)",
Издательство: Генезис, 2005 г.
|